Очеловечить хоббита


После европейской премьеры фильма «Хоббит: Пустошь Смауга» в Берлине  режиссер Питер Джексон, актеры Мартин Фримен и Бенедикт Камбербэтч (хоббит Бильбо и дракон Смауг в экранизации романа Толкиена, они же Ватсон и Холмс в британском сериале «Шерлок»), а также другие исполнители, занятые в картине, рассказали в эксклюзивных интервью «АиФ. Европа» о том, что осталось за кадром.

"АиФ.Европа": Очеловечить хоббита. фото предоставлены «Каро Премьер»
Актёр Мартин Фримен в заглавной роли хоббита. "АиФ.Европа", фото предоставлены «Каро Премьер»

Питер Джексон : "Легенды не умирают"

- На Толкиена вы потратили огромный кусок жизни - почти 15 лет. Как по-вашему, в чём феномен его книг? Ведь романы в стиле фэнтези пишут пачками, но популярен у миллионов стал именно он.

- Хороший вопрос, вот только боюсь, что не смогу дать на него умного ответа. Но сперва я хотел бы вас поправить. Книги Толкиена - не роман в стиле фэнтези. Это легенды. А легенды живут вечно. Древнегреческие и древнеримские легенды и мифы перечитываются из поколения в поколение. По ним постоянно снимают фильмы, и фильмы эти не приедаются. Дело ещё и в том, что у англичан нет своих легенд со времён завоевания их норманнами. Всё было утеряно ещё тысячу лет назад. Толкиен, в бытность свою профессором Оксфордского университета, очень интересовался легендами разных народов, прекрасно знал и разбирался в греческой и римской мифологии. Зная, как формируется этот жанр, он сочинил своему народу легенды, которые они потеряли. То есть не просто дал англичанам, а потом и всему миру захватывающие романы - он вернул им часть их истории.

- Вы снимали фильм на скорости 48 кадров в секунду против 24. Не боялись, что на вас обрушатся с протестами - мол, режиссёр пытается зомбировать зрителей?

- Снимать фильм можно на любой скорости. Главное - на какой скорости его показывать. Да и нет в скорости 48 кадров в секунду ничего опасного, никто в зале в зомби не превратится. Дело в том, что скорость 24 кадра в секунду была взята за эталон ещё в 1927 году, когда кино только начинали снимать. На такой скорости работали ручные камеры. И, чтобы совмещать кадр со звуком, скорость съёмки не должна была быть больше. Но сейчас технологии настолько ушли вперёд, что снимать на скорости 24 кадра и сложнее, и дороже, и вообще это анахронизм. Нужно переходить к более современным методам. Когда был снят самый первый фильм, в котором показывали поезд, подходящий к платформе, зрители, видя надвигающийся локомотив, в панике убегали из зала. Сейчас никто никуда не бежит, даже просматривая фильм в формате 3D. Привыкли.

- Осталось ли ещё что-то, чего нельзя создать на экране с помощью современных технологий?

- Думаю, нет. Сейчас можно сделать уже практически всё.

- Не боитесь, что спецэффекты вытеснят и актёров, и смысл самого кино?

- Этого не произойдёт. Многое в технологиях ещё ново, поэтому хочется с этим экспериментировать. Но пройдёт время, и всё встанет на свои места. Зрители всё равно будут концент­рировать внимание на сюжете и актёрах. Спецэффекты - они же для украшения, для развлечения.


"Скорость 24 кадра в секунду была взята за эталон ещё в 1927 году, когда кино только начинали снимать".



Персонажей - толпы


- Вы в героях - а их ведь около 20 только основных - не запутались? Или для каждого хоббита придумывали какую-то фишку, чтобы их очеловечить-персонифицировать?

 

- Толкиен всё это сделал за меня - в его книге каждый персонаж, каждое место и событие выписаны так, что читатель полностью погружается в этот мир и знает каждого героя чуть ли не в лицо, как своих соседей. У каждого своя история. Так что спутать их очень сложно. Кроме того, я подбирал актёров, которые привнесли бы в образ что-то от себя. На роль дракона пригласил Бенедикта Камбербэтча, потому что у Бена много общего со Смаугом. Не хочу сказать, что он такой большой и жадный мерзавец. (Смеётся.) Но Смауг - необыкновенно умное существо с высочайшим интеллектом. А среди актёров трудно найти человека более образованного и интеллектуального, чем Камбербэтч. Недаром же он сыграл и Шерлока Холмса, и Джулиана Ассанжа. Мы Смауга даже внешне сделали в чём-то похожим на Бена. Установили камеры, которые следили за ним и регистрировали его манеру двигаться, мимику, и потом... Ну технические подробности опущу. А Мартин Фримен в своего хоббита Билбо привнёс гораздо больше юмора, чем ему отпущено по книге и даже по сценарию. Я знал, что Мартин сделает шедевр, и пошёл на почти беспрецедентный шаг и задержал начало съёмок на целых два месяца, так как Фримен был занят на съёмках в сериале о Шерлоке Холмсе.

 

- Но вы ведь даже ещё и новых персонажей ввели - там их и так куча, неужели было мало?

 

- В книге всегда есть слова автора, которые поясняют дейст­вия героев, их чувства, взаимоотношения. А в кино - разве что посадить за кадром чтеца, который бы читал текст... Поэтому иногда приходится вводить персонажей или давать уже имеющимся новые действия и реплики, чтобы элементарно заменить повествование автора. Всё-таки книга и кино - это разные вещи.


Эльфы среди нас

Р.Армитэдж. "АиФ.Европа", фото предоставлены "Каро Премьер"

- В романах Толкиена описывается то, что актуально и сегодня, - убеждён актёр Ричард Армитэдж, исполнивший в фильме роль Торина. - Вглядитесь внимательнее, и вы увидите, что большинство ситуаций и событий будто взято из нашей жизни. Замените эльфов на обычных маленьких людей. А дракона - на жадного богатея, который нахапал золота и сидит на нём, стережёт. И не потому, что оно ему позарез нужно, а потому, что у него уже мозги так работают: это моё, никому ничего не отдам и никому не буду помогать. Легенды вечны, потому что описывают вечные интриги.



Ищите женщину

"АиФ.Европа": Очеловечить хоббита. Фото предоставлены "Каро Премьер"
Эванджелин Лилли (Тауриэль): «Часами глядеть на одних мужиков - да у кого терпения хватит?» "АиФ.Европа", фото предоставлены "Каро Премьер"

В частности, режиссёр Питер Джексон «подсадил» Толкиену в экранизации его романа женщину.
- В книге этот персонаж есть, но у него нет имени, никто не знает, какого он пола, - рассказала «АиФ. Европа» Эванджелин Лилли, исполнительница роли Тауриэль. - Джексон сделал его женщиной.       Ну послушайте, ведь во всех трёх сериях «Хоббита» нет ни одного женского персонажа! В общей сложности 9 часов глядеть только на одних мужиков - да у кого терпения хватит? (Смеётся.) А если серьёзно, то не думаю, что у Джексона были какие-то глубокие причины вроде полит­корректности. Просто женский персонаж как бы сам просился на сцену. Он был нужен для связи между эльфами и гномами.

- Вы так лихо обращаетесь и с луком, и с ножами - спортсменка?
- Вообще-то я очень спортивная девушка, но стрельба из лука по мишеням, боюсь, не мой вид спорта. Ну если поставите передо мной мамонта, может, и не промахнусь. А ножи крутить нас учили, хотя в этом больший элемент танца, а не настоящих боевых приёмов.

 

Маргарита СТЮАРТ, Берлин.  Фото предоставлены "Каро Премьер"
 

 

Опубликовано в "АиФ ЕВРОПА" № 52/2013

"Argumenty i Fakty Europa" N 52/2013


Мартин Фримен: «Я не мачо ни в реальной жизни, ни в одной из своих ролей»

М.Фриман в роли Хоббита. "АиФ.Европа", фото предоставлено "Каро Премьер"

Зачем Бенедикт Камбербэтч надевал при озвучивании специальное трико, почему эльфы, гномы и орки обедали на студии за разными столами, и легко ли быть хоббитом актёру Мартину Фримену ...

Читать дальше


Поделиться ссылкой: